Методы альтернативной коммуникации для детей с РАС. Базовые положения
Альтернативная коммуникация - это система методов, которые дают ребенку возможность взаимодействовать с окружающими, не используя при этом вербальную речь.
К таким методам относятся:
- метод пиктограмм,
- коммуникационная система обмена изображениями или PECS
- метод «калькирующей жестовой речи» или жестовый язык («Макатон»)
- обучение глобальному чтению
- коммуникаторы и электронные пособия.
При решении вопроса об использовании средств альтернативной коммуникации в работе над развитием социального взаимодействия у детей с РАС родители часто испытывают сомнения: не станут ли средства альтернативной и дополнительной коммуникации фактором, сдерживающим развитие собственной вербальной речи у ребенка, каким образом данные методы могут помочь ребенку при осуществлении социальных контактов.
Научно доказано, что при наличии у ребенка возможности и способности, чтобы заговорить, использование альтернативных методов не оказывает отрицательного влияния на процесс освоения речи.
Применение любого метода альтернативной коммуникации дает ребенку возможность:
- общаться с окружающими
- выражать свои желания и нужды
- выражать то, что не получается донести с помощью слов
- усваивать грамматический строй речи, а именно различать и понимать структуры предложения, правильно строить фразы.