Методы альтернативной коммуникации для детей с РАС.

Методы, которые часто используются в работе с детьми с РАС:

  • Система жестов
    Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух.
  • Система символов
    Использование систем графических символов очень эффективно, но требует постоянного обучения семьи и специалистов, работающих с ребенком. Возможно возникновение трудностей при использовании системы за пределами занятий, когда он просит что-то или комментирует, делится эмоциями.
    При использовании этого метода ребенок может:
    - взять картинку в руки и передать ее собеседнику,
    - указать на неё рукой или дотронуться пальцем,
    - нажать на соответствующую кнопку,
    - показать направлением взгляда.
  • Обучение глобальному чтению
    Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
    При обучении глобальному чтению решаются следующие задачи:
    - Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Задания могут быть следующие: дай, покажи, найди, соотнеси, покажи действие, изображенное на картинке.
    - Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.
    - Чтение письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Например: Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее - здесь особенно удобно работать перед зеркалом).
    - Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест).
  • Система коммуникации при помощи карточек PECS
    PECS - система, которая позволяет ребенку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Цель занятий - научить ребенка сообщать о своем желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
    Выделяется несколько этапов в освоении ребенком этого метода коммуникации:
    - формирование и закрепление навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнеру по коммуникации;
    - приобретение навыка различать карточки между собой и выбирать ту, которая соответствует его потребности в конкретный момент;
    - умение делать выбор между двумя желаемыми предметами;
    - умение выбирать карточку, которую его спросят.

Источники материала:
«Альтернативные методы коммуникации с неречевыми обучающимися с РАС» https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/647/prezentatsiya_vebinara_ferroi_l_m_alternativnye_metody_kommunikatsii_6_10_17.pdf 
Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник https://fgosovz24.ru/assets/files/usloviya-realizacii/metod-kopilka/shtyaginova-e.a.-alternativnaya-kommunikaciya-metodicheskij-sbornik.pdf 

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения