Игры и занятия для осовоения методов альтернативной коммуникации
- Совместное составление визуального расписания с использованием символов
Расписание помогает ребенку понять структуру занятия, увидеть и оценить объем проделанной и оставшейся работы. В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и убираются. - Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.
Жестовое сопровождение можно использовать в игре-театрализации, проигрывая с ребенком любую сказку, обозначив героев жестами и повторяя за ними различные действия («спать», «идти», «плакать», «здороваться», «прощаться»). - Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.
- Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого
Например: название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится - Одновременное рисование
Говоря об объекте, сразу символически изображаем его. - Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространенных местах
Например: в ванной можно прикрепить визуальное расписание с указанием последовательности действий при умывании или посещении туалета. - Составление ритмических стихов с жестами
Взрослый читает стихотворение, а ребенок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либо указывая на картинку с изображением данного предмета. - Составление фотоальбома про себя.
Источники материала:
«Альтернативные методы коммуникации с неречевыми обучающимися с РАС» https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/647/prezentatsiya_vebinara_ferroi_l_m_alternativnye_metody_kommunikatsii_6_10_17.pdf
Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник https://fgosovz24.ru/assets/files/usloviya-realizacii/metod-kopilka/shtyaginova-e.a.-alternativnaya-kommunikaciya-metodicheskij-sbornik.pdf